Крутящий момент — это сила скручивания. Усилие, которое вы прикладываете к крышке банки с завинчивающейся крышкой для желе, — это крутящий момент. А когда вы используете гаечный ключ для крепления резьбового элемента (такого как болт, гайка, винт или шпилька), вы прикладываете крутящий момент либо для его затягивания, либо для ослабления. Но насколько туго он затянут? Определенные типы крепежных элементов— многие из которых используются в различных механических устройствах, включая автомобили, требуют затяжки на определенную величину, чтобы компонент работал должным образом. Вот тут-то и пригодится динамометрический ключ. Какой динамометрический ключ самый лучший? Это нелегко сказать. Самый простой способ ответить на этот вопрос — указать на множество хороших гаечных ключей (несколько советов приведены в списке в конце этой статьи), поэтому важно, чтобы вы знали, что делает динамометрический ключ и что вам нужно знать, чтобы найти лучший динамометрический ключ для вас.

Как работает динамометрический ключ?

Разница между обычным гаечным ключом и динамометрическим ключом заключается в том, что последний показывает — с помощью электронного окошка, щелкающего звука, иглы или датчика — точное усилие, прилагаемое к его рукоятке. Важно, но не общеизвестно, что многие крепежные детали требуют очень специфических требований к затяжке. Когда дело доходит до определенных гаек и болтов в автомобилях, предположить, что они «достаточно затянуты», почти никогда не бывает правильным.

Зачем он мне нужен?

Почему важно точно знать, какое усилие или крутящий момент прилагается? Слишком ослабленный крепежный элемент может отойти, что вызовет очевидную проблему. Слишком туго затянут, и крепежная деталь может быть повреждена или перекоситься. Например, слишком затянутые гайки на колесе могут привести к перекосу тормозного ротора, менее эффективной остановке, преждевременному износу тормозов и значительным неудобствам из-за заедания выступов. Из-за этого может даже отломиться колесная шпилька (резьбовая часть). С другой стороны, недостаточное затягивание этих гаек может привести к ослаблению выступов, их отваливанию и выпадению колеса. Вот почему в большинстве руководств по эксплуатации есть спецификация крутящего момента для гайковертов.

Регулировка динамометрического ключа
GETTY IMAGES

Если вы планируете выполнить какие-либо серьезные работы с вашим двигателем или некоторыми основными компонентами трансмиссии, вам абсолютно необходим динамометрический ключ. Чрезмерная затяжка болтов головки блока цилиндров, например, может легко привести к дорогостоящему повреждению и катастрофической потере охлаждающей жидкости. Слишком туго затянутые болты выпускного коллектора могут привести к растрескиванию коллектора. Характеристики крутящего момента настолько важны для надлежащего ремонта автомобиля, что в большинстве руководств по ремонту они приводятся вместе с шагами ремонта, а затем также включаются в таблицы на последней странице с указанием расположения крепежных элементов, их обозначения и индивидуальных характеристик. Силу крутящего момента можно измерять в единицах измерения метр-килограммы (мкг), ньютон-метры (Нм) и фунт-футы (фунт-фут). Если вы покупаете новый гаечный ключ, убедитесь, что он откалиброван с использованием тех же единиц измерения, которые используются при ремонте, или имейте под рукой таблицу преобразования. Большинство автомобилей, продаваемых в США, имеют характеристики крутящего момента, выраженные в фунт-фут.

Как работает динамометрический ключ

Существуют приличные динамометрические ключи различной ценовой категории (от 40 до 140 долларов) с размерами торцевого привода ¼, ⅜, ½, ¾ и 1 дюйм. Те, что поменьше, обычно используются для таких вещей, как установка деликатных переключателей температуры в хрупкие литые корпуса. Те, что побольше, используются для сильного закручивания гаек коленчатого вала или шестерни коробки передач. Как и в случае с торцевыми ключами, с большинством крупных ремонтных работ можно справиться с помощью ½-дюймового гаечного ключа. (Именно такого размера мы используем в испытательном гараже для автомобилей и водителей для закручивания гайковертов).

Ремонт двигателя автомобиля V8
GETTY IMAGES

Типы динамометрических ключей

Существует четыре основных типа динамометрических ключей, каждый из которых имеет несколько отличающиеся принципы работы: балочный или отклоняющий, стрелочный индикатор, кликер и цифровой. Типы с балкой и стрелочным указателем используют простую механическую систему, которая подключается к указателю, зависающему над шкалой крутящего момента, прикрепленной к ручке или стрелочному указателю. Когда к рукоятке гаечного ключа прикладывается усилие, шкала или циферблат показывает величину крутящего момента, эквивалентную отклонению рукоятки. Если вы покупаете стрелочный или дисковый гаечный ключ, вам понадобится большая стрелка или калибровочная поверхность для работы в темных местах под навесом.

Для определенных гаек и болтов гадать, достаточно ли они затянуты, недостаточно.

Гайковерты бывают разные и удивительно удобные в использовании. У них есть регулируемое кольцо вокруг основания рукоятки, которое позволяет вам установить точный крутящий момент, который вы хотите приложить к гайке или болту. Когда вы затянете крепежную деталь с заданным моментом затяжки, храповой механизм громко щелкнет, предупреждая вас о достижении заданного момента затяжки и необходимости прекратить затяжку. Не нужно разглядывать трудночитаемые циферблаты во время затягивания. При завинчивании ручки вверх и наружу индикатор перемещается вверх и вниз по шкале, изменяя точку, в которой происходит щелчок, указывающий на крутящий момент.

Цифровые динамометрические ключи являются одними из самых дорогих и наиболее точных. В них используется электронный тензометрический датчик внутри рукоятки для отправки сигнала на светодиодное окошко. Недостатками являются то, что с ними необходимо обращаться осторожно и требуется аккумулятор.

Для правильного измерения важно, чтобы гаечный ключ был откалиброван и хранился с минимальной настройкой, а также знать, проводятся ли измерения на сухих или смазанных крепежных элементах.

Какой динамометрический ключ самый лучший?

Лучший динамометрический ключ для вас — тот, который соответствует вашим потребностям с точки зрения возможностей и цены. Динамометрические ключи существуют так давно, что существует множество высококачественных. Вам не нужен самый дорогой, и вам подойдут многие фирменные ключи. Вам действительно нужно решить, для какого рода работ он вам нужен, но в целом гаечный ключ диаметром в ½ дюйма сделает большую часть того, что вам нужно. Именно такого размера мы используем в гараже для автомобилей и водителей, чтобы проворачивать колеса на наших тестовых автомобилях, а также устраивать всевозможные другие механические поломки. Вот несколько особенностей, которые вам понадобятся в качественном динамометрическом ключе:

  • Прочный рычаг для приложения крутящего момента от 20 до 150 фунт-фут.
  • Удобная ручка для ситуаций, когда предметы стали скользкими из-за смазки или масла.
  • Сертификат точности ISO 6789 (плюс-минус 4 процента на срок до 25 000 циклов).
  • Защитный футляр для обеспечения точности работы в течение длительного срока службы в суровых условиях цеха.
  • Для гаечных ключей типа clicker предусмотрена простая, быстрая и точная регулировка крутящего момента с помощью стопорного кольца.

А теперь приступайте к затяжке!